Лобготт Пипзам (lobgott) wrote,
Лобготт Пипзам
lobgott

Categories:

Про московские вывески (1836 год)






        Теперь, господа, не угодно-ли прогуляться со мною по Московским улицам и взглянуть прежде всего на вывески обыкновенныя? — Разумеется, что невозможно обозреть все картинки, изображающия Московскую промышленность, для этого не достало-бы ни времени, ни терпенья, да и не предвидится особенной надобности. — При взгляде на эту промышленную галлерею, разнообразие красок в вывесках поразит вас: и цвет зеленый — эмблемму надежды, и цвет голубой — эмблемму постоянства, и цвет розовый — эмблемму красоты, и цвет черный — эмблемму печали, и цвета, красный, дикий, синий, все увидите вы на вывесках. — Но более других, обыкновеннее найдете вы голубыя и черныя: это, думаю, происходит от прочности красок.
        И так мы идем с вами по которой нибудь из Московских улиц, разумеется, по которой нибудь из больших, потому что в Москве не все улицы могут похвалиться вывесками, а особенно переулки; смотрим на право и на лево: глаза разбегаются, не знаешь на которой из вывесок остановить свои взоры. — Но мы последуем порядку, который назначили себе при разделении вывесок в отношении к занятиям промышленников, следовательно прежде посмотрим на вывески многочисленнейшия.
        1. Вывески портных. Они обыкновенно изображаются на железных листах; изображающих фигуру паралелограмма, т. е. оне бывают по большей части четыреугольныя и продолговатыя. Аттрибуты этих вывесок обыкновенно — ножницы: они бывают одни или двое. — Если одни, то полураскрытыя изображаются на средине вывески; а если двое, то делаются по бокам листа: в первом случае имя и фамилия артиста — ремесленника пишутся по сторонам ножниц, или имя на верху, а фамилия внизу их; во втором-же случае, т. е. когда ножниц двое, то между ими вы видите крупную надпись, провозглашающую вам о фамилии и имени портнаго. — Надписи бывают золотыя, или серебряныя, а часто написанныя красками. Иногда кроме ножниц на вывесках портных красуются другия принадлежности их мастерства: на роскошно изогнутой веревке перекинутые мундиры и фраки, а под ними надпись: Военной и протикулярной портной, такой-то, имярек. Встречаются и квадратныя вывески этих ремесленников, но редко, и то где нибудь в небольшой улице, смиренно прижавшияся к уголку смиреннаго деревяннаго домика.
        2. Вывески сапожников. Эти вывески обыкновенно вы увидите на четыреугольных продолговатых листах, а более на квадратных. На них по большей части изображаются два сапога по краям листа, а между ими имя и фамилия сапожника; иногда эти сапоги представляются стоящими на пьедесталах или на обломках колонн, иногда между сапогами найдете вы башмак с развевающимися ленточками, и в таком случае, имя помещается в верхней части, а фамилия в низу вывески, так, что башмак граничит к Северу с именем сапожника, а к Югу с его фамилиею. — Хотя не многие, но есть такие сапожники, которые не имеют вывесок, а вместо того вывешивают над дверьми своей мастерской золотой сапог, приятно качающейся на большим крючке; но не подумайте, чтоб сапог был в самом деле золотой; он деревянный, но только вызолочен. Из таких сапогов есть один голубой.
        5. Вывески трактиров, или рестораций. Два золотых самовара, стоящих по краям вывески и посреди их стол, покрытый белою скатертью с чайниками и чашками, разположенными в разных группах; а над столом надпись золотыми буквами: ресторацыя, означают вам однообразие трактирных вывесок. — Все эти вывески отлиты почти в одну форму с небольшими только переменами. Например: самовары иногда стоят просто на полу; а иногда на каких-то столбиках, в роде пьедесталов; иногда надпись виднеется над столом, а иногда под столом и, тому подобныя мелочи. — На некоторых вывесках выставляется название трактира: вы можете видеть в Москве и Саратов, и Казань, и Берлин, и Кенигсберг, но иногда название трактира: заменяется словом: гостинница. И вы можете найти гостинницу Ярославль, Лондон, Германию и проч. В последнем случае самовары уже не имеют места на вывеске; но просто пишется: гостинница Лондон, Германия, и т. д. Даже по странам мира возглашают вывески о гостинницах, на пр. Hotel du Nord, т. е. гостинница Севера, Европа и тому подобное. — Но есть одна вывеска, на которой надпись гласит так: трактир Розальба; название балета со сцены Петровскаго Театра перескочило на трубу, на трактирную вывеску. К этим вывескам трактиров можно прибавить еще маленькия, которыя прибиваются к дверям: это небольшие четыреугольные листики, на которых, стоит кофейник а подле него чашка с чайной ложкой; все это является вам на подносе.
        4. Вывески цирулен. Вот еще разряд замысловатых картинок, изображающих одну из отраслей Московской промышленности. — Вывески над цирульнями обыкновенно состоят из трех частей или из трех вывесок; одной большой и двух маленьких. Большая вывешивается над входом, а маленькия на дверях, одна на правой, а другая на левой стороне, так что вход в цирульню увенчан тремя вывесками. Но какой же сюжет этих вывесок? О, самый привлекательный, заманчивый. — На больших вывесках, находящихся над входом и имеющих продолговатую четыре угольную фигуру, обыкновенно представляются два грудныя изображеия по краям вывески: красивый мущина и полувоздушная женщина, т. е. хозяин и хозяйка цирульни. Не знаю, потому что не справлялся, похожи ли эти портреты на самые оригиналы; но сомневаюсь, потому что портреты, изображаемые на вывесках цирулен, все вообще довольно порядочной наружности, между тем, как некоторые цирульники и почтеннейшия хозяюшки их весьма неблагообразны и несмазливы; но это в сторону. — Мущина по большей части представляется во фраке с светлыми пуговицами, в белом жилете и таком же галстухе, с часами, с прическою а 1а соc; а дама изображается в белом платье, причесанная в последнем вкусе, т. е. во время составления вывески; иногда с цветами на голове, или без оных, просто с распущенными локонами. — иногда полупрозрачная, вуаль волнисто разсыпается по-плечам нарисованной красавицы-цирульницы, но чаще можно видеть их без этих очаровательных покрывал. — В правой руке у дамы, обыкновенно можете видеть искуственный локон, а между хозяином и его подругою посреди вывески заметите небольшой стол, на котором виднеются также искуственные локоны. — В низу вывески надпись золотыми буквами: фершелной мастер, такой-то, имярек, или Дамской палихсмахтер, имя и фамилия. — Это обыкновенная форма, в которой проявляются вывески цирулен, большия. — Маленькия вывески, как сказано выше, находятся на дверях, с правой и левой стороны. — Они узки и продолговаты, и на одной из них вы всегда увидите разодетаго в прах щеголя, котораго бреет или завивает цирульник, также разфранченный, как и жертва искуства его. — На другой представляется вам сидящая на стуле томная дама, в бальном костюме, с цветами и бриллиантами на голове. — Щеголеватый цирульник рубнул ея беленькую ручку, и уже алая кровь хлещет дугообразным фонтаном в тазик, который держит мальчик, стоящий подле дамы. Взгляните, как головка красавицы томно опустилась на полуоткрытое плечо ея; как ярко слабость и изнеможение отразились на бледном лице ея: глаза закрылись, и, кажется, она готова испустить последний вздох, между тем, как цирульник, вооруженный кровопийственным ланцетом своим, стоит неподвижно и умильно смотрит на изнемогающую красавицу. Картина безподобная! сцена трогательная! Все это во-вкусе Байрона или Виктора Гюго!.. На каждой из этих маленьких вывесок в низу золотыми буквами написано: вход в цырулню или в хот в цырулну. — Вообще надобно заметить, что фершельные мастера небольшие знатоки в Орфографии, да и не очень занимаются этим: были бы вывески красивы и трогалиб более чуствительность проходящих и проезжающих.
        5. Вывески овощных лавок. На каждой улице, на всех перекрестках и рынках вы увидите вывески овощных лавок. Мне кажется, что их также много в Москве, как вывесок портных и сапожников, — Оне изображаются на продолговатых, четыреугольных листах, вывешиваемых над дверьми; иногда к ним прибавляются маленькия, находящияся на дверях. — Расположение этих вывесок по большой части такое: на каждом конце листа находятся по две головы сахару, из которых с каждой стороны одна с верху открыта, так, что в глаза бросается белизна сахара. Подле этих голов также с каждой стороны находятся по одному или по два китайских ящика с чаем, а в самой средине стоит овальная или круглая корзина, наполненная различными плодами, Российскими и иностранными. В этой корзине найдете и яблоки, и груши, и виноград, лимоны и апельсины, и непременно целый или разрезанный по полам арбуз. — Все это находится на вывеске, хотя часто в самой лавке не найдешь и дряннаго яблока. На маленьких вывесках, которыя иногда находятся на дверях, изображаются корзины, также наполненныя плодами. На верху вывески между головами сахару надпись золотыми буквами: продажа разных авошных товаров.
        6. Вывески булочников или хлебников. Эти вывески очень разнообразны, следовательно трудно при описании привести их к единству. Более других можно заметить следующия на продолговатом четвереугольном листе посредине красуется большой вызолоченный крендель, лежащий вдоль вывески; на нижних углах листа по хрустальной вазе, которыя наполнены разными принадлежностями булочнаго мастерства: сухарями, крендельками, бисквитами и проч. а под кренделем между вазами имя и фамилия булочника. Иногда над кренделем изображается парящий вызолоченный гений, с распущенными крыльями: в правой руке у него венок, не знаю только какой, лавровый или из теста; а под плечом левой руки держит он рог изобилия, из котораго обильно сыплются пирожки, сухарики, крендельки, конфекты и тому подобное. Иногда встречаются у булочников вывески, протянутыя во все двери и с правой, и с левой стороны, так, что обе половинки дверей совершенно закрыты раскрашенными листами, иногда эти вывески изображаются на четыреугольном листе который мотается по воле ветра на железном крюке над квартирой своего хозяина. — В таком случае: с одной стороны листа увидите вы крендель, а с другой — белые и ситные хлебы в корзине или без оной, а в самом низу листа с обеих сторон также, имя и фамилия булочника.
        7. Вывески портерных лавочек. Очень многочисленны и вывешиваются на небольших, четыреугольных продолговатых листах. — Сии вывески не имеют никаких аттрибутов, а просто золотистую надпись: Распивочная портерная лавочка; в низу прибавляется иногда имя и фамилия содержателя. На дверях портерных лавочек являются иногда маленькия вывески с изображением бутылки и стакана. На одной стороне в низу вывески надпись; пиво, а с другой стороны также в низу надпись: мед. Иногда и пиво, и мед розовою струею из бутылок переливается прямо в стакан, подле стоящий. — Приманка страшная, самая обольстительная!
        8. Вывески питейных домов. Эти вывески все одинакия, потому что форма их поддерживается откупщиками, и с некотораго времени оне имеют постоянный вид. На черном продолговатом листе находится почти совсем развернувшийся синий свиток, на котором надпись золотыми буквами: Питейный дом с продажею пива и меда, а сверху надписи № такой-то. Этот развернувшийся свиток закрывает почти весь лист, так, что по краям онаго остаются небольшия черныя коймы, и если без внимания смотреть на эти вывески, то оне покажутся синими. Аттрибутов нет никаких на вывесках питейных домов; довольно одного запаха для желающих...
        9. Вывески часовщиков. Эти вывески так, как и у булочников, трудно подвести под одну форму, потому что оне очень разноколиберны. Но по большей части на продолговатом листе на одном краю выставляются стенные часы, а на другом столовые; между ними несколько карманных часов, висящих на веревочке или на стреле золотистаго цвета. А в низу, или на верху надпись: часовой мастер, такой-то. Иногда-же надпись располагается так: на верху часовый мастер, а в нижней части вывески имя и фамилия. На некоторых вывесках изображаются на средине листа столовые часы под стеклянным колпаком, а по сторонам висят карманные разной величины. Иногда к продолговатым вывескам прибавляется сверху полукружие, на котором представляется большой цифирблат, под ним столовые, или стенные, часы, а по бокам являются карманные, расположенные в разных видах, висящие по парно или по одиночке.
        10. Вывески повивальных бабок. Вот вывески самыя скромныя, самыя простыя! Оне не имеют никаких принадлежностей, никаких аттрибутов. Очень часто в Москве увидите вы небольшие квадратные листы по большей части темнаго цвета, на этих листах надпись: Привилегированная повивальная бабка, такая-то. Здесь надобно заметить, что на этих вывесках выставляется не только имя и фамилия бабки, но и самое отчество. И между этими скромными вывесками проявляются иногда продолговатой фигуры и голубаго яркаго цвета с золотыми буквами. — На некоторых из этих вывесок, не знаю почему, вы можете заметить после слов Привилегированная повивальная бабка, такая-то, прибавление: и принимает детей на воспитание. Всегда, когда я вижу это прибавление на вывеске повивальной бабки, какое-то чувство сострадания невольно, втесняется в душу, и вместе с сим удвоивается любовь к человечеству. О! вы сострадательныя, чадолюбивыя повивальныя бабки! Примите благодарность от вашего покорнейшаго слуги, и не сердитесь, если я пожалею, что не все вы имеете на своих вывесках прибавление: и принимает детей на воспитание. Значительныя слова! Но что-ж объясняют они? Ничего, кроме человеколюбия, милосердия! Никоторые объясняют их иначе, оборачивают в другую сторону и говорят... но пусть их говорят, что им угодно. На чужой роток, не накинешь платок, по Русской пословице. Злые языки всегда найдут что нибудь похулить, опорочить, очернить. Я чужд всех подозрений; замечу только, что вывески повивальных бабок год от году умножаются в Москве. По каким причинам? О! развитие этих причин завело-бы нас слишком далеко, а это касается не до нас, и потому наложим печать молчания на уста наши. Скажем только, что в Арбатской и Сретенской частях этих вывесок гораздо более в сравненьи с другими частями города. — От чего-же? — Ну, догадайтесь сами и оставьте эту догадку при себе.
        11. Вывески чепешниц или модисток. Кузнецкий мост есть избранное место этих вывесок все стены домов почти завалены этими картинками модной промышленности; но и в других местах нередко встретите подобныя вывески. — Их много, и должно быть много, потому что мода есть кумир прекраснаго пола, а где прекрасный пол любит так щеголять, как не в Москве белокаменной, следовательно, где-ж, как не в древней столице требуется столько производителей модных предметов. Вывески модисток имеют различную форму, но по большей части являются четыреугольныя продолговатыя, и обыкновенно на одной стороне листа изображается салоп, а на другой платье; в средине же на маленьком столике, или на подставке чепец, или два, а иногда вместо этого корсет со всем прибором, т. е. с костями и шнурками. — О корсеты, корсеты! сколько прелестных талий лелеете вы в своих объятиях! как искусно вы скрываете талии безобразныя, и уродливыя, нелепыя делаете ловкими, стройными! И вы, не стыдясь, являетесь в обществе, раскрытые, во всей наготе своей, и где-же?.. На вывесках модисток! — Надпись обыкновенно изображается в низу или на верху вывески: на некоторых можете видеть слова: Модный магазин, такой-то, а на других просто имя и фамилию содержательницы, с прибавлением слова Modes. Весело смотреть на вывески модисток, особливо, когда вспомнишь, что предметы этой промышленности выходят из рук хорошеньких швей. — И в самом деле кто из Москвичей не знает швей Кузнецкаго моста!.. Пройдите мимо любаго магазина, взгляните в окно, и вам представится группа сидящих швей, занятых своею работою... И точно, в будни они все заняты; но в праздник, а особенно под вечер, в хорошую погоду, вы можете... но что распространяться о том, что всем известно, вы можете, — и довольно этого... Скромность, говорят, есть добродетель, а я никогда не был еще болтуном.
        12. Вывески винных погребов. Этих вывесок очень много: причина очевидная! Кто в нынешнее время не любит выпить, кто не ценит даров Вакха, и все одна отговорка, а именно, суровость Русскаго климата. Но все равно, только на каждом почти перекрестке увидите вы вывеску виннаго погреба. Оне изображаются на четыреугольных продолговатых листах: в верхних углах вывески найдете вы по виноградной вызолоченной ветви; а на средине листа надпись: погреб иностранных вин и водок; на некоторых: погреб иностранных вин, водок и рому, а на некоторых просто: Ренсковой погреб. — Виноградныя ветви иногда изображаются на всех углах вывески, так, что надпись со всех сторон осеняется виноградными кистями.— Над входом в некоторые погреба вывешивается большая виноградная сделанная из дерева ветвь, висящая на железном крючке: в таком случае на дверях вывешиваются небольшие листы с надписью: Ренсковой погреб. На некоторых вывесках имя и фамилия торговца.

        Взглянувши на вывески многочисленныя, посмотрим также на вывески не столь многочисленныя, которыя равным образом разбросаны по всем частям первопрестольной столицы нашей.
        1. Вывески аптек. На этих вывесках находится одна только надпись: такая-то аптека, такого-то на пр. Сретенская аптека, Никольская аптека, а в низу имя и фамилия содержателя. — На некоторых прибавляется слово: привилегированная, и в таком случае над вывеской висит двуглавый, золотой орел с разпростертыми крыльями.
        2. Вывески фортепьянных и музыкальных мастеров. — На вывесках фортепьянных мастеров обыкновенно изображаются одни клавиши, и в низу или на верху надпись: фортепьянный мастер, такой-то; а на вывесках музыкальных мастеров — различные инструменты: трубы, флейты, волторны и другия вещи, сему подобныя; в низу-же надпись: инструментальной мастер, имя и фамилия. — Есть вывески и с целыми фортепьянами, даже с роялями.
        3. Вывески пансионов. Местами встречаются в Москве вывески, гласящия об общественном образовании. — На мужских пансионах обыкновенно вывеска гласит так: Пансион для благородных детей мужескаго пола, такого-то, имя и фамилия, а иногда прибавляется чин содержателя. На женских пансионах обыкновенно вывеска говорит следующее: Пансион для благородных девиц, такой-то, имя и фамилия содержательницы. Иногда на этих вывесках вместо слова: Пансион, пишется: Учебное заведение, разумеется для большей важности, для большаго эффекта, ибо с некотораго времени частные пансионы потеряли доверенность свою, а вместе с тем и вес, и силу, какими они до селе пользовались. — Но, чтоб гусей не раздразнить... лучше замолчим. Вывески пансионов все без исключения четыреугольныя, продолговатыя, и по большей части голубаго цвета. — Прекрасная эмблемма постоянства, но вполне-ли она оправдывается?.. Не знаю!..
        4. Вывески калачников. На этих вывесках небольших, квадратных, находящихся над окнами калашни, обыкновенно изображаются два калача, висящие на воздухе, а между ими какая нибудь булка, также плавающая в воздухе. — Но большая часть калачников не имеют вывесок, а вместо того выставляют за окно на деревянной доске два или три натуральные калача, связанные веревкою и прикрепленные к этой доске. Предосторожность необходимая, чтоб избавишься от дерзких нахалов и лакомых... нет не скажу; грех по одному или по некоторым судить обо всех.
        5. Вывески мастеров золотых дел. Эти вывески бывают различной формы: и продолговатыя, и квадратныя, и даже с полукружием на верху. На них обыкновенно изображаются различные предметы, касающиеся до этого мастерства. И звезды генеральския, и дамские фермуары, и кавалерские кресты, и колечки обручальныя; все увидите вы на этих вывесках. В низу обыкновенно надпись: Золотых дел мастер, такой-то, или просто, имя и фамилия.
        6. Вывески табачных лавочек. Эти вывески довольно скромны, невелики и квадратной фигуры. — Оне обыкновенно помещаются над маленькими лавочками, какия можно видеть на каждом перекрестке. На них по большей части изображаются по бокам две большия, желтыя банки, надобно подразумевать с нюхальным табаком; а между ими сидит мущина или мужик, как хотите, одетый подобно Арлекину или как паяц, каких мы видим в балаганах; он преважно трет в горшке табак. Внизу вывески надпись: табашная лавка. — На некоторых из этих вывесок вы заметите над банками картузы с курительным табаком под литтерами Р. А., а на некоторых на крест положенныя гитары, потому что во многих табачных лавочках продаются трехструнныя лиры, т. е. балалайки, произведение творческих рук Русских мужиков, и свирели, эти заунывныя флейточки, забава мальчишек и Московских школьников.
        7. Вывески книжных лавок. Никольская улица преимущественно перед другими богата этими вывесками, которыя почти все продолговатой фигуры. Оне не имеют никаких аттрибутов: одне только надписи украшают их. Эти надписи заключаются в следующих словах: книжная лавка, такого-то, имя и фамилия книгопродавца. На некоторых вывесках прибавляется: Московскаго купца. Хотя редко, но и в других улицах проявляются эти вывески.
        8. Вывески стекольщиков и точильщиков. Под этими вывесками соединяются вкупе два мастерства: точильное и стекольное, малярное тож. Оне обыкновенно небольшаго роста, квадратныя и смиренно торчат над дверьми своих хозяев. Топор, долото, нож, пила и другие инструменты, лежащие на полочке, занимают одну сторону вывески, в верхней части, а на другой стороне, также в верху две или три рамы со стеклами. В нижней половине вывески стоит точило, на котором мужик в белой рубашке точит что-то похожее на металлическое, а другой, согнувшись в три погибели, как говорят, вертит неповоротливый жернов. — Иногда на этих вывесках представляется целый дом, двух этажный, с кровлей и трубами; подле дома один или два работающее мужичка. Внизу под всеми этими разнохарактерными затеями, находится надпись: тачильной и малярной мастер, такой-то, имя и фамилия, а иногда и отчество.
        9. Вывески красильщиков. Несколько выгнутыя, продолговатыя, четыреугольныя вывески красильщиков изображают различныя материи, развешанныя на веревке и красильщика в куртке и шароварах, с засученными рукавами, развешивающаго произведения своей работы. Иногда на этих вывесках представляется химическая печь и пресс с винтообразным цилиндром, около которых стол с выкрашенными материями: в низу надпись; здесь красят разныи материи и сукны. Коротко да ясно.
        10. Вывески слесарей. Два большие ключа, на крест лежащие, а по бокам их большие также, золотистые замки, а иногда ружейные стволы и замки от ружей, составляют все украшение слесарных вывесок, а в низу надпись: такой-то. На некоторых вывесках эта надпись бывает в верху и в низу, т. е. одна часть над украшениями, а другая под ними.
        11. Вывески каретников. На продолговатых, четыреугольных листах изображаются с одной стороны карета или коляска, а с другой лошадь; в средине же подкова одна или несколько. В низу надпись: такой-то, имя и фамилия. Иногда с одной стороны выставляется карета, с другой коляска, а в средине лошадь, над которою несколько подков.
        12. Вывески кондитеров. Эти вывески чрезвычайно пестры: на них увидите вы и торты, и шоколат, и печенье, и банки с конфектами, и даже мороженое. Эти листы обыкновенно вывешиваются на дверях кондитерских лавок, и с верху до низу изукрашены различными предметами кондитерскаго ремесла. Над дверьми же бывает обыкновенная вывеска с надписью: кондитерская лавка, такого-то. Иногда на этих вывесках изображается рог изобилия, из котораго сыпятся конфекты и другия разныя сласти.
        13. Вывески бань. Этими вывесками дают знать о торговых банях, которыя находятся в разных местах Москвы. На них обыкновенно следующая надпись: торговыя бани, иногда прибавляется слово: дворянския, хотя вход в эти дворянския бани открыт последнему мужику. На некоторых банях есть вывески с надписью: Вход в пяти рублевыя бани. Это что нибудь особенное, примечательное. Разумеется, заплативши пять рублей, каждый может, как житель Стамбула, нежиться под брызгами струистой влаги, сколько его душе угодно. Хотя Pyccкие не поклонники Магомета, но и они любят лелеять свои члены и уважают омовение, которое в таком употреблении во всех Магометанских странах; на все имеются причины.

        Здесь кончим обозрение вывесок обыкновенных. Конечно, нельзя утверждать, чтоб все вывески были изображаемы в таком точно виде, как я описал оныя; конечно оне очень разнообразны, так, что напр. вывески трактиров или портных можно видеть в различных формах; но я основывался на большей части, на главном сходстве и однообразии, какия заметил я на вывесках. Повторю опять: трудно, почти невозможно подвести под один разряд этих представителей Московской промышленности, и потому надобно довольствоваться тем, что представляется любознательным читателям. Говорят же, что мало все таки лучше, нежели совсем ничего, а быть довольну малым есть признак того, что хотя малейшая искра добродетели тлеет в сердце человека.




Tags: 1836 год, дистрибуенди федор, москва, реклама
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments