Лобготт Пипзам (lobgott) wrote,
Лобготт Пипзам
lobgott

Categories:

Останкино в гравюрах Ивана Павлова







        Старые путеводители по Москве в чрезвычайно восторженном тоне восхваляют Останкино: «там все ласкает взор ваш и манит от зноя благодатная синь прекраснаго парка»... «там пред взором вашим прекрасное строение дворца»... «внутреннее украшение дома привлекает посетителей отличным великолепием». И нам, захваченным в водоворот шумной жизни переживаемаго времени, теперь так отрадно забрести в Останкинский парк, где, овеянныя осенней грустью, остатки стараго быта и желтыя стены дворца так гармонируют с желтеющим фоном облетающих дерев.
        Но много еще осталось здесь, в этом парке Останкинском, былой пышной красоты. Дворец, выстроенный Н.П.Шереметевым в 1788-96 г. «для соб¬ственной утехи и для любезных жителей московских», много претерпел в своем внешнем облике, но все же сохранил свой тип «отличнаго» подмосковнаго дворца.


        Строитель дворца П.Дикушин, свой домашний зодчий, «из крепостных его сиятельства», пользовался при постройке указаниями Гваренги — этого великаго учителя, каким действительно был Гваренги для целаго поколения наших архитекторов.
        В здании чувствуется наслоенность эпох. В основном среднем здании с красивой колоннадой портика много величия, много простоты. Поздней наш великий М.Ф.Казаков пристроил боковые флигеля, дав отличный полукруглый выступ леваго крыла, где кабинет. Венчающий среднюю часть дворца купол, без сомнения, сработан по проекту того же Казакова; а через 60 лет, модный тогда зодчий, М.Д.Быковский, значительно переделал эти боковыя крылья, придав им фасад того сбитаго ренессанса, уснащеннаго излишней орнаментацией, чем означается вся эпоха Александра II.
        Внутри многое уцелело — и все в той же красе. Цел прекрас¬ный Египетский зал с знаменитыми кариатидами и великолепным кессонированным плафоном. Не тронут театр — редкий по красоте своей, устроенный в 1790 г., но исчезли декорации Гонзаго, украшавшия его.


        Уцелели въездныя ворота; они носят следы исправлений, правда, давнишних, но не утративших форм прежней архитектуры.
        Фасады, несмотря на исправления, все так же хороши, и так же берегут входы суровыя фигуры дремлющих львов, таким красивым силуэтом рисующихся на фоне желтых стен. Целы пока еще в нишах гипсовыя копии античных фигур, и в парке еще целы жеманныя головки красивых бюстов.

              

        Сохранился одиноко стоящий на лужайке, перед дворцом, вечно юный в своей красе Аполлон.
        Особенно цел по формам и картинности общаго впечатления фасад со стороны парка, откуда эффектно рисуются столь стройныя боковыя части, зaключaющия пышный портик средины здания.
        Конечно, не блещет внешним обилием построек эта подмос¬ковная, как, напр., другая подмосковная Шереметевых — Кусково, но здесь особый уют, какая-то особенная усадебная красота, здесь именно та вилла, какая рисовалась Н.П.Шереметеву, когда он, «украсив село Останкино, представил оное зрителям в вид очаровательном».


        И как хорош этот заглохший пруд с стоящим вблизи храмом св. Троицы, выстроенным еще при Алексее Михайловиче в 1668 г. князем Черкасским, которому раньше принадлежало Останкино.
Храм этот — прекрасная страница в истории русскаго зодчества; типичный облик пятиглавой церкви той эпохи, когда так привились на Москве такие храмы с их стройными шатровыми колокольнями. Здесь колокольня новая, недавно выстроенная под общий облик храма. И весь силуэт этого храма очень живописен.
        Все здесь, и задумчивыя массы опустелаго дворца, и молчаливый парк, и этот старый храм, и этот заснувший пруд — все заставляет нас как-то особенно любить и беречь Останкино и долго им лю¬буешься. И не даром москвичи так любили посещать Останкино, и совсем еще недавно по воскресеньям тащились переполненныя ли¬нейки в Останкино, отвозившия с Трубной площади за 20 к. в конец.
И.Бондаренко.






***************************************************************************




1. Дворец со стороны пруда



2. Уголок дворца со стороны парка



3. Уголок дворца



4. Уголок Египетскаго зала



5. Уголок Малаго зала



6. Уголок входа со львом



7. Аполлон на фоне дворца



8. Ворота дворца



9. Часть дворца леваго крыла



10. Дворец с балкона церкви



11. Уголок праваго крыла



12. Пляшущий раб



13. Статуя в парке



14. Аполлон



15. Статуя в парке



16. Ваза в стене дворца



17. Уголок леваго крыла



18. Вход во дворец из парка



19. Уголок театра


20. Церковь Останкина



21. Церковь ночью








Tags: москва, павлов иван николаевич
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments