Лобготт Пипзам (lobgott) wrote,
Лобготт Пипзам
lobgott

Category:

Про женщин






        Из этаго рода женщин, некоторыя занимаются портным мастерством, многия из них носят название швей, золотошвей, цветочниц, корсетниц, иныя занимаются пяльцами, приискиванием себе мест в экономки, компанионки, а иныя ничего не имея, ничего не делают, но все оне живут и не умирают с голода в Столице. Это дочери мельчайших приказных, вдовы, жены отсутствующия от мужей, вольно-отпущенныя, мещанки, солдатки, питомки и горничныя девушки с прокормежными видами. Всех их можно разделить на следущие роды: она живет сама по себе и она гостит, у нее есть салоп и у нее нет салопа, у нее есть кухарка и у нее нет кухарки.
        Иногда молодая неопытная девушка, брошенная судьбою в огромный город, без родных и друзей, без родных и друзей, без надзора и пристанища, терпит большую нужду и бывает оставлена совершенно на волю случая. Какая нибудь дальняя тётка, у которой она живет из милости, нисколько не заботится о ней, а цветочница – слабая уже от природы, не долго защищается от порыва бурных страстей и крошечных страстишек, нередко бросаясь в их пучину, также легко, как маленькую щепку, уносит бурный, дождевой поток. – Часто, в несколько дней, бедственная участь ея изменяется и она достигает возможности сшить себе порядочный салоп. Вам покажется удивительным, что салоп играет тут, такую важную роль, но надобно наблюдать, чтоб увериться, с каким безотчетным стремлением, хлопочет описываемая мною женщина, сшить себе бурнус к Светлому празднику, или теплый салоп к Рождеству; тут ее понуждает и необходимость одеяния и свойственное каждой женщине кокетство и желание блеснуть перед своею сестрой. Для салопа она готова забыть дружбу, отречься от отца и матери, поссориться с подругою, находить милым постылаго, погубить свою душу; для нее салоп тоже, что для нежнаго любовника, первый страстный поцелуй его невесты, что для вечнаго Титулярнаго Советника не из дворян, вожделенный чин Коллежскаго Ассесора! – Когда вы идете по улице, или едете важно в своей покойной карете и встретите молодую девушку в новом щегольском салопе, прошу вас, не забрызгайте его; вспомните сколько он ей стоит горючих слез и огорчений, сколько ночей провела она без сна, мечтая о том, что теперь составляет все ея богатство! – Когда девушка приоденется, тут появляется у нее мысль, быть независимой хозяйкой, променять ситцовое платье на шелковое и завестисть кухаркой, которую она обыкновенно приводит с площади. Кухарка, положим – вещь весьма обыкновенная для вас, но для девушки в салопе, она великое дело! Она будет называть ее барыней, станет величать сударыней, начнет крахмалить ея юбки, переносить маленькия капризы, которые непременно явятся при этой роскоши. Всегда, ничего не делая сама, она получит право бранить за лень свою Василису, и посылать ее повелительно к своему кредитному, с универсальным эпитетом: «Милый друк! пришли мне дених, я очинна низдарова!».
        Когда маленькое хозяйство обзаведено, и милый друг не отказывает в присылке денег на записки, тогда начинает мелькать мысль о роскоши; она меломанша: у ней гитара, сперва без квинты, потом со всем акордом, потом старинныя клавикорды в 3 октавы с половиною, наконец фортепиано, которое красавица купила у Сухаревой башни. Василиса начинает благоговеть пред роскошною жизнию своей барышни; ея уважение к ней с каждым днем возрастает, а капризы барышни с каждым днем увеличиваются: квартира ей тесна, внизу жить и холодно и сыро, мебель безпокойна, дрожки извощика тряски. При улыбке судьбы, цветочница, скоро достигает исполнения своих прихотей: у ней порядочная квартира, с двумя необходимыми для нее входами, гостит подруга для компании, куплен турецкий диван и полуторная постель, уже в лавках у Каменнаго моста; в ея гостиной, стоит новинький комод, окрашенный под красное дерево; в нем сохраняются: лучшая часть гардероба, денжёнки, различныя послания знакомых, стишки, румяны и записочки кредитнаго; на коммоде стоять фарфоровыя чайныя чашки с позолотою, алебастровые бюсты: Пушкина, Наполеона и попугая, а иногда кошки с кивающею головкою. На стенах висят картинки: портрет самой хозяйки в утреннем дезабилье и с приятною улыбочкою, – написанный масляными красками на полотне; под ним силуэт какого-то мущины, – вырезанный из черной бумаги, а по бокам, в бумажных рамочках, четыре времени года, да еще купленныя в квасном ряду: какая-то женщина с слишком открытыми формами, надевающая чулок, с подписью внизу: – le matin, и другая, так-же в нескромном ниглеже, сидящая с мущиною под деревом, с подписью – Voila cotte vous m'avez arrangé!... Гардероб красавицы, значительно усилен: у ней шляпка с перьями, мармотка с цветами; она является в театр уже в креслах, и смотрит в зажиленную у своего друга зрительную трубочку; она едет на гулянье, не для того, чтобы гулять, но чтоб кататься в запряжке Саварскаго и, из франтовской коляски, щурить глазки; закрывается зонтиком от разных своих знакомых, притворяется будто не слышит нескромных приветствий шумной молодежи, гордо смотрит на прежних своих подруг, которым еще не улыбнулась фортуна; ей мигают и цеховой Московский волокита, и богатый купеческий сынок, давая знать пантомимою, что-мол приедем с гулянья и привезем гостинца.
        Честолюбивые замыслы цветочницы, в блестящее время ея жизни, не ограничиваются одним желанием посещать гулянья и театры; она хочет пофрантить на бале. В таком предположении посылает она с Василисою к своему душеньке послание, следующаго содержания: «Ваша благородия и ангел мой Сашурочька! даставте нам Касатурчик с Дашей приятность патансовать ноньчи в Нимецком Клопи, а от туда заезжай кнам душка, биледы ни забуть и дених. Твоя пагроп. NN.».
        Получа ответ от посланной, что приказали кланяться и приказали, дескать, сказать, чтоб были готовы, дым коромыслом становится в маленьком доме; барышня при деньгах, летит на лихаче-извощике на Кузнеций мост, к мадам Шарпантье, и берет там самый дорогой и безвкусный костюм, а при тяжком безденежьи, но при дородности тела, она надевает сарафан кормилицы; при поджарой же худобе, ограничивается сочинением наскоро, простой амазонки: она тайно похищает шляпу своего хозяина, а старую свою зеленую тряпку, превращает в вуаль; помадится мусатовскою помадою Rosé, и с самодовольствием, обрезав подбородок белой маски, оставляя рот для ужина, пришивает к ней черные шнурки. Тысячи раз пред своим неверным psyché, она примеривает костюм, и схватя в кулаки клины своей юбки, прыгает перед зеркалом в странных аттитюдах, спрашивая какова она, у своей льстивой Василисы, которая от усталости, уже словами не хвалить, а только одобрительно головой кивает. Где же этаго рода особы, выучились танцовать? спросите вы. На это я скажу вам, что свойственная Русскому народу переимчивость, в них заметна в высшей степени, а иногда им помогают на дому, своими советами: театральные статисты, гезеля из аптек, купцы и мелкие чиновники. Конечно из этого, вы постигаете о грациозности их танцов; но что же, кому какое дело, оне довольны собою, пускай их танцуют на здоровье!
        Описываемыя мною дамы, днем хоть и лениво, но обыкновенно занимаются своим мастерством, или как оне часто говорят: рукомеслом; делают цветы, шляпки, корсеты, чистят блонды, шьют платья, белье, под вечерок же, непременно гуляют на Тверском бульваре, или в Кремлевском саду.
        Красавица во время прогулки, желая иногда показать публике, что она степенная особа, имеет обыкновение, безпрестанно поправлять свою мантилию или тюлевый шарф, будто бы для того, чтоб скрыть от слишком вольных взглядов молодежи, свои часто роскошныя формы; но в самое это время она умышленно, с большим искуством открывает свою полную, белоснежную грудь. С особенным удовольствием идет она против ветра, так живописно волнующаго ея широкую блюзу, и при малейшем сомнении в мокроте на дорожке, она очень грациозно приподнимает свое платье, выказывая руло и хорошенькую ножку, обутую в башмачёк из лавки Королева. Если же случайно, ленточка у башмачка ея развяжется, что впрочем случается довольно часто, тогда она ставить свою хорошенькую ножку на зеленую лавочку, интересно завязывает ленточку, с похвальною женскою стыдливостию, открывая в это время, свои эластическия подвязки и те любопытныя части ножек, которыя скрывает это глупо-строгое длинное женское платье. Желая, как можно более походить на барышню или благородную даму, цветочница приказывает иногда во время своей прогулки, провожать себя Василисе или лакею в треугольной шляпе, котораго она нанимать для этаго по часам, заставляя его следить за собою, как можно ближе, и оказывать ей всевозможное лакейское внимание, какое обыкновенно благовоспитанный лакей оказывает своей барыне. Но часто этот лакей, ведет себя не хорошо: он всегда почти бывает уже порядочно кутнувший; идя за госпожею, обыкновенно грызет орехи, то слишком отстает от нее, то безпрестанно наступает ей на хвост, а иногда, когда ему очень надоест слоняться из одного конца аллеи в другой, то он преспокойно оставляет свою барыню и отдыхает на лавочке.
        Цветочницы, желая быть еще более интересными, имеют обыкновение, хватать где ни попало у своих знакомых, часто даже без спроса родителей, маленьких детей, для украшения которых, оне держат у себя постоянно, красиво-вышитые шнурками, казимировые ридикюли; и этих бедных малюток, оне таскают с собою на гуляньях, до совершеннаго изнеможения, стараясь впрочем, наружно показывать нежныя попечения матери, утирая батист-декосовым платочком пот, с измученнаго лица их. Часто упрямый ребенок кричит и рвется домой, просясь к настоящей своей матери, но попечительница его, увлеченная житейскими удовольствиями, не внимает ему, задобривает его миндальными печеньями, купленными в кофейной и возвращается домой уже при поздней лунной ночи, в сопровождении вежливаго кавалера.
        Корсетницы, цветочницы и золотошвеи почти все знакомы между собою, но знакомства их не прочны и непродолжительны; часто самый ничтожный случай, бывает достаточною причиною непримиримой вражды. Оне обыкновенно ссорятся, иногда дерутся: из ревности, зависти, а часто для страшной, вечной неприязни достаточно, чтоб одна у другой заносила шелковыя перчатки, зажилила платок, отданный надеть, сманила кухарку или перебила квартиру.
        Но недолго наслаждается жизнию прихотливая цветочница! Часто она бывает, с позволения сказать, самая необстоятельная женщина в мире; занимаясь более франтовством чем мастерством, она допускает свой магазин до совершеннаго упадка, и приходит время, что никто уже ничего не заказывает. Красота ея вянет с каждым днем, от безтолковой жизни – исполненной треволнений; пройдет несколько лет и она сама не узнает себя: прекрасныя формы лица опустились, сверкающие глаза поблекли, она или безобразно похудеет или потолстеет неделикатно, и предосудительно распухнет; милый друг охладеет, начнет несказываться дома. Тогда цветочница обыкновенно пойдет закладывать разныя вещички, фортепиано, наконец свой любимый салоп, и все это пропадает за безценок у неумолимой проценщицы. Иногда цветочница, решается еще раз обратиться к своему другу; она пишет: милый попка! Вальдемарр!!! Я паразстроилася сзаровьем и нахожуся на лекарстви, приезжай ка мне а коли не можешь то пришьли за мной карету, а кали карету ни можиш то пришли дених, остаюсь твоя злаполучная по гроп NN. – Но охоложенный друг, кидает записку в печку и говорить: нет, погожу!... Тогда падение красавицы, бывает быстрее ея возвышения; она берет опять маленькую сырую квартиру, в каком нибудь глухом переулке у попа; переезжает на хлебы к своей приятельнице, но уживается не долго; при драках и ссорах оне расходятся. Наконец цветочница уничтожает свою вывеску, и уже всем подругам ея делается известно, что она прогорела! – Прежде – полновластная хозяйка, теперь – она не в силах держать при себе Василису, которая пьет, огрызается, да еще требует от нее безпрестанно чаю и жалованья; она ее сгоняет, а сама переселяется в каморку на Трубу. – Спустя несколько времени, она – пьяная баба в лохмотьях, не посещающая хорошаго общества, и обращается в неприличных званию своему поступках…


"Очерки московской жизни", 1842 год.


Tags: 1842 год, вистенгоф петр федорович, москва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments