Лобготт Пипзам (lobgott) wrote,
Лобготт Пипзам
lobgott

Categories:

Шаровкин монастырь





Перемышльский Шаровкин Успенский монастырь.

        Перемышльский Шаровкин Успенский монастырь основан в начале XVI века иноком Феогностом Шаровкою, по имени котораго и получил свое название. Владелец окрестных мест, князь Ив. Мих. Воротынский, особенно почитавший Феогноста за его благочестивую жизнь, с первых-же годов существования монастыря принял его под свое покровительство и воздвиг вместо первоначальной деревянной церкви каменный соборный храм во имя Успения Пречистыя Богородицы. В 1545 году умер строитель обители Феогност; братия погребла его у южной алтарной стены соборнаго храма. Над его могилою имеется вставленная в стену изнутри плита из белаго камня, с высеченною над ней надписью: «Лета 7053, месяца февраля в 8 день, преставися раб Божий инок Феогност».


        Сыновья князя Ивана Михайловича Воротынскаго, Александр и Михаил, и дети последняго ревностно заботились о поддержании монастыря, и обитель скоро достигла цветущаго состояния. Особенно щедро одарил монастырь князь Александр Иванович Воротынский. Он наделил его пахатными землями и лугами, селами, деревнями и рыбными ловлями, снабдил церковной утварью и церковными книгами. В конце 1550 года в монастыре строилась уже другая церковь, теплая, во имя Серия Чудотворца с трапезою, а в 1560 году была закончена постройкою и освящена придельная церковь во имя Иоанна Богослова. Освящение состоялось в присутствии храмоздателя, князя Александра Ивановича и супруги его, княгини Марфы, ознаменовавших этот день новыми богатыми вкладами в монастырь.


        Щедро жаловали обитель и другие боярские роды: князья Одоевские, Хворостинины, Волконские, Татевы и Мосальские, Чичерины, Юшковы, Бутурлины, Камынины, Стрешневы, Милославские и др. Не оставляли обитель вкладами и государи московские. Так удостоена она была милостивыми подаяниями и щедротами царя Ивана Васильевича Грознаго. Во вкладной книге Шаровкина монастыря читаем следующия записи, относящияся к этим вкладам: «Лета 7073 (1665) дал Царь Государь Иоанн Васильевич всея России, по князе Александре Ивановиче Воротынском двести рублев денег». «Да 74 (7074) году Государь же дал по князе Александре сто рублев денег, да на 300 четвертей земли. Того же года Государь ездил в Белев, был в монастыре и дал на рыбу и на масло 100 рублев денег. Да в 91 (7091) году дал Государь Царь по царевиче Иоанне образ Пречистыя Богородицы на золоте, да три достакана сребрены. Да Государь же дал два образа Пречистыя по товарище по Велине, да Прокофьи, оба на золоте. Да Государь же дал по князе Петре Щенятеве 49 рублев с гривною. Да в 92 (7092) году дал Государь Царь по своих опальных людях в дом Владычицы милостыни 90 рублев денег, при игумене Макарии, да при казначеи Феоктисте».
















        Следующий царский вклад относится ко времени правления царя Алексея Михайловича. В 1639 году по указу этого Государя дано в монастырь «вкладу из Приказу Большаго Дворца на церковное строение 80 рублев, при игумене Филарете». Последние царские вклады даны были при Федоре Алексеевиче, пожертвовавшем в монастырь облачения.
        В 1684 году Шаровкин монастырь указом Государей Иоанна и Петра Алексеевичей приписан к Донскому монастырю. Из описи, составленной по этому поводу, видно, что в это время все три церкви были каменныя. Со времени приписки обители к Донскому монастырю начинается постепенный упадок ея. В 1764 году по духовному штату, Успенский Шаровкин монастырь оставлен в числе заштатных монастырей Крутицкой епархии и после того живет два года самостоятельною жизнью. В 1766 году пожар истребляет все деревянныя строения монастыря и теплую церковь во имя преподобнаго Сергия. Это бедствие послужило поводом к конечному запустению обители: настоятель с братией были перемещены в Белевскую Жабынскую пустынь, куда поступила и часть церковной утвари, самый монастырь после 200 летняго существования был упразднен, а его храмы существуют с тех пор, как приходския церкви.




        Построенная в XVI веке соборная одноглавая церковь во имя Успения Божией Матери сохранила с того времени только древния стены с цоколем из тесаннаго камня и боковыя входы также из камня, грубо исполненные во вкусе ранняго ранесанса, в остальных-же своих частях она сильно подверглась переделкам. В северном приделе этого храма, церкви во имя Иоанна Богослова, находятся старинныя царския двери. Оне резаны из тонких пластинок липоваго дерева и затем частям и наклеены на дверныя полотна. Орнамент, обрамляющий половинки дверей, вызолочен, также вызолочены и киотки, поля-же вокруг них, с более крупным орнаментом, высеребрены. Церковь во имя Сергия Радонежскаго также одноглавая с подклетным этажем и подвалами. Сход в эти подвалы устроен в толще наружной стены.

   















Текст: "Калужская старина", том 3, 1903 год
Монохромные картинки: сайт vne-vremeni; "Калужская старина", том 3, 1903 год; "Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии: Опыт исследования древнерусского зодчества по губерниям академика архитектуры М.Т.Преображенского", 1891 год.


Tags: калужская область, успенское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments