Лобготт Пипзам (lobgott) wrote,
Лобготт Пипзам
lobgott

Categories:

Большая Алешня







        Среди первых владельцев Алешни упоминается князь Никита Петрович Дулов. Затем Алешня переходит к его дочери Фекле Никитичне и ее мужу Григорию Ивановичу Вельяминову-Зернову. Далее их дочь Марфа Григорьевна Вельяминова-Зернова (в первом браке Муратова, во втором Кутузова) и ее муж Павел Евграфович Кутузов.
        В 1781 году имение приобретает Екатерина Алексеевна Кропоткина. Был построен двухэтажный деревянный усадебный дом (сожжен в 1929 году), сооружены некоторые хозяйственные постройки, заложен парк. В 1806 году "тщанием княжны Екатерины Алексеевны Кропоткиной" была завершена постройка церкви Страстной Божией Матери.



        В 1825 году имение покупает Екатерина Васильевна Торсукова, дочь сенатора Василия Саввича Перекусихина, происходившего из дворян Рязанской губернии. Воспитывалась, видимо, Марией Саввишной Перекусихиной, сестрой Василия Саввича. Екатерина Васильевна еще девочкой была взята ко двору и пожалована во фрейлины. В 14 лет она выходит замуж за бригадира, а впоследствии обер-гофмейстера двора Ардалиона Александровича Торсукова (1754-1810). Д.Н.Свербеев так описывает ее: "В ней прорывались часто выходки ее собственного характера, замечательно легкомысленного. Она, вероятно, кой-когда кокетничала, любила посплетничать, увлекаться обольщениями и двора, и знатности. Все, что было в ней нравственного, умеренного и серьезного, все это держалось в ней по чувству преданности к своей благородной, благочестивой тетке".


Орест Кипренский. Портрет Марии Ардалионовны Кикиной. 1816 год


Карл Брюллов. Портрет Марии Ардалионовны Кикиной. 1821-1822 годы

        Единственная дочь Торсуковых Мария Ардалионовна вышла замуж за Петра Андреевича Кикина (1775-1834). Петр Андреевич в войне 1812 года был дежурным генералом, участвовал в сражениях под Смоленском, Красным и Бородино. В 1814 году вышел в отставку бригадным генералом.
        После окончания военной службы занимал пост стат-секретаря при коммиссии принятия прошений. Сохранились воспоминания о его деятельности на этом посту:
        "Петр Андреевич Кикин хотя и снискал любовь и преданность подведомственных ему чиновников, в бытность свою статс-секретарем при коммиссии принятия прошений, тем не менее ни одного из них не знавал ни в лицо, ни по фамилии. Исключение составляли аристократические юноши, начинавшие свое судебное поприще под его начальством. Обхождение П.А. Кикина с его подчиненными было более патриархальное, нежели начальническое, и при отбытии службы никакого педантизма, никакой формалистики не соблюдалось, хотя в коммиссии и введен был обычный канцелярский порядок".
        В 1820 году П.А.Кикин вместе с И.А.Гагариным и А.И.Дмитриевым-Мамоновым организовал Императорское общество поощрения художеств, состоял членом литературного общества "Беседа любителей русского слова", Вольного экономического общества.


Владимир Боровиковский. Портрет Петра Андреевича Кикина. 1814-1815 год


Карл Брюллов. Портрет Петра Андреевича Кикина. 1821-1822 годы


Джордж Доу. Портрет Петра Андреевича Кикина. 1822-1825 годы

        В 1826 году вышел в отставку и поселился в Большой Алешне, где занимался сельским хозяйством. Перевез в усадьбу собранную им библиотеку и коллекцию картин.
        После смерти Петра Андреевича Кикина Большую Алешню унаследовала его дочь Мария. В 1840 году она становится женой князя Дмитрия Петровича Волконского. В середине 1840-х годов начинается обновление усадьбы. Построен ансамбль "красного двора", ворота и башня, два флигеля, дом управляющего, погреб, хозяйственные постройки. Благоустраивается парк с прудами, был сооружен грот со статуей и беседка.


Карл Брюллов. Портрет Марии Петровны Волконской. 1837-1840 годы

        Вот воспоминания о Марии Петровне Волконской графа М.Д.Бутурлина:
        "Княгиня, говоря без преувеличения, была олицетворением нравственнаго совершенства, насколько оно доступно натуре человеческой. Покорная дочь церкви, набожная без ханжества, глубоко-религиозная, она была примерной женою и чадолюбивою, но строгою матерью в отношении воспитания детей, находившихся под ея неусыпным надзором. Светская жизнь со всеми ея удовольствиями и развлечениями не колебала религиозных убеждений княгини. Так, например, она строго соблюдала посты, церковью установленные, — и, зная по опыту, что в зрелом возрасте труднее подчиняться этим уставам, она приучала детей с трех-летняго возраста к постной пище, которая, заметим, не оказывала ни малейшаго вреднаго влияния на их здоровье. При блестящем образовании, княгиня отличалась здравомыслием, умея обсудить каждый поднятый вопрос со всех сторон. В области художественной обладала тонким эстетическим вкусом; сама прекрасно рисовала орнаменты и архитектурныя украшения, особенно в старинном русском стиле.
        Провинциальные ея знакомые и дальние родственники (преимущественно рязанцы) всегда находили радушный прием и в изящной гостинной княгини (в собственном доме, на дворцовой набережной), за ея обеденным столом. Здесь робкие провинциалы встречались с министрами и разными знатными лицами обоего пола, — но здесь-то именно и выказывала радушная хозяйка вместе с гостеприимством редкий такт и снисходительность, заботясь о том, чтобы ея провинциальные знакомые не ощущали неловкости в кругу, для них чуждом. Княгиня придерживалась того правила, что все ея гости — в числе их артисты и художники — имеют одинаковыя права на ея радушие и ласку. Узнав о цели приезда из губернии в столицу (в большинстве случаев по поводу тяжб), княгиня охотно брала на себя ходатайство по делам своих знакомых пред сановниками. Если же их привлекало в Петербург праздное любопытство, таже обходительная княгиня предоставляла в их распоряжение свои экипажи, возила своих знакомых в театр — в министерскую ложу, доставляла им билеты на хоры во дворец во время торжественных церемоний, приемов, концертов и парадных обеденных столов. Никогда и ни о ком она не отзывалась с невыгодной стороны, — и когда, бывало, неумолимый приговор общественнаго мнения всей своей тяжестью падал на кого-нибудь, княгиня старалась, насколько было возможно, извинять лицо, подвергшееся общественной опале".
        Скончалась Мария Петровна осенью 1856 года.


Франц Крюгер. Портрет Дмитрия Петровича Волконского. 1850 год

        Дмитрий Петрович Волконский (1805-1859) — гофмейстер, предводитель дворянства Петербургской губернии, вице-президент императорского кабинета, попечитель петербургских градских богаделен.


Экслибрис Волконских

        В 1859 году усадьба перешла к их дочери Екатерине Дмитриевне, которая впоследствии вышла замуж за Ивана Александровича Всеволожского, известного деятеля русской культуры. Он являлся директором императорских театров в Москве (1881-1886), а затем в Петербурге (1886-1899). В частности, по его инициативе П.И.Чайковскому была заказана музыка балетов "Спящая красавица" (вместе с М.И.Петипа Всеволожский написал его сценарий) и "Щелкунчик".


Иван Александрович Всеволожский

        П.П.Гнедич так описывает Ивана Александровича в своих воспоминаниях:
        "И.А. Всеволожский был тип придворного человека. Он считал себя маркизом эпохи Louis XIV. В пенсне, с полипом в носу, пришепетываньем и всхлипываньем — он считал себя выше всего окружающего и про театр выражался:
        — C'est un bouge!
        Островского пьес он не выносил... Он и на московскую публику смотрел сверху вниз. В Петербурге он признавал больше всего балет, потому что туда ездит чаще всего царская фамилия. Затем следовала опера, затем — французский театр, потом — немецкий и на самом конце — русская драма.
        Талант Ив. Ал-ча как живописца подвергался неоднократно нападениям, — били его панегиристы, били и его хулители. Едва ли правы и те и другие. Рисовальщик Всеволожский, конечно, был слабый, да для его дела едва ли и нужно было больше знаний, чем у него. Но чувство красок у него было. Он приятно составлял цвета для многосложной толпы, и гамма его палитры была иногда хороша. Главный его недостаток: он не брал во внимание того фона, который давали декорации данного акта. Поэтому зачастую — декорации были сами по себе, а костюмы сами по себе. Он очень высоко ставил Шишкова и Бочарова, потом начал признавать Иванова и Аллегри. Менее он увлекался Ламбиным и Левотом — последнего он даже звал декоратором для загородных театров. Последующих декораторов — Головина и Коровина он не признавал совсем, — а если бы увидел произведение декораторов двадцатых годов, то, чего доброго, воскликнул бы: "oh-la-la!" и так сморщился, точно ему в рот попала моль. Фантазия у него была относительная. Так и казалось, что он компанует костюмы для какого-нибудь шествия на празднике в Версале, которое должно дефилировать перед Roi-Soleil. Он не изощрялся в чрезмерную гримасу, не был сторонником сплошного обнажения. Если ему надо было создать ужасный образ, он всецело становился на точку зрения эпохи королевского Версаля. Это не удовлетворяло ни современных критиков-реалистов, ни художников-новаторов.


Иван Александрович Всеволожский. Эскиз женского костюма к балету Риккардо Дриго «Роман бутона розы».

        ...Странно было бы укорять его в том, что он не был художник первой величины. Не был, не дал ему Господь таланта первоклассного мастера, и все тут. Но он сделал для балета и оперы более 1000 костюмов и все их нарисовал акварелью. Пусть из этого числа три четверти костюмов посредственных, но остается четверть — триста костюмов — бесспорно хороших. Наконец, его фигуры более грамотны, чем гримасы последующих художников, отдававших дань вкусам времени".
        В 1899 году Иван Александрович Всеволожский становится директором Эрмитажа.
        Около 1900 года Всеволожские продают усадьбу в Большой Алешне.

        Следующим владельцем усадьбы был Алексей Сергеевич Ермолов (1847-1917) — статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного Совета, попечитель Императорского Александровского лицея, почетный член Петербургской Академии наук, ученый-агроном. Родился в Тифлисе. Из дворян. В 1870 году окончил Петербургский земледельческий институт, после чего поступил на службу в Министерство финансов. С 1883 года директор Департамента неокладных сборов, с 1893 года управляющий Министерством государственных имуществ с 1894 года по 1905 год — министр земледелия и государственных имуществ.


Алексей Сергеевич Ермолов

        В 1904 году организовал в имении Большая Алешня опытное поле, где исследовал различные методы ведения сельского хозяйства. В том же 1904 году был избран гласным Ряжского уездного и Рязанского губернского земств. Публиковал статьи и книги по сельскому хозяйству. Был почетным членом огромного количества различных обществ — от Московского Общества любителей птицеводства до Санкт-Петербургского благотворительного Общества последователей гомеопатии.















        После революции в Большой Алешне на основе созданного Ермоловым хозяйства была организована агрономическая школа, которая просуществовала да 1929 года. Была также создана коммуна "Коминтерн", в которую первоначально вошло десять семей. К середине 1920-ых годом коммуна разрослась, она имела механические молотилки, сеялки и даже трактор марки "Фордзон". В 1935 году коммуна была преобразована в сельско-хозяйственную артель.





        Деревянное здание, где размещалась сельскохозяйственная школа сгорело в 1929 году. Во флигеле с 1932 года по сию пору размещается общеобразовательная школа. Часть зданий усадьбы сейчас занята под жилье.




















Использованы: материалы "Ряжской энциклопедии", "Записки (1799-1826)" Д.Н.Свербеева (изд. 1899 года), статья М.Д.Бутурлина "Петр Андреевич Кикин. Статс-секретарь при комииссии принятия прошений" ("Русская старина", 1874 год), "Книга жизни. Воспоминания (1855-1918)" П.П.Гнедича (1929 год) " и другие.
Картинки нагло украдены: из журнала "Столица и усадьба" 1913 и 1915 годов, с сайтов rulex.ru, commons.wikimedia.org, ru.wikipedia.org, gallerix.ru, oceansbridge.com, smolensklib.ru, tchaikovsky-research.org, valenik.ru, rusarchives.ru и pekalinkin.narod.ru.


Tags: большая алешня, волконская (кикина) мария петровна, всеволожский иван александрович, ермолов алексей сергеевич, кикин петр андреевич, кикина (торсукова) мария ардалионовна, рязанская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments