Лобготт Пипзам (lobgott) wrote,
Лобготт Пипзам
lobgott

Categories:

Небольшая экскурсия в Сокольничий дворец


















ДВОРЕЦ ГРОЗНОГО В МОСКВЕ

      Однажды, как рассказывает предание, Грозный, возвращаясь с охоты, зацепился собольей шапкой за ветку сосны. Шапка свалилась с головы царя на землю. Царь разгневался и приказал срубить не только дерзкую сосну, но и вырубить кругом поляну, и на том месте, где упала шапка, построить Сокольничий дворец, который должен был служить ему "для отдохновения и охоты".

      По официальным данным, Сокольничий дворец построили в 1555 году, близ нынешних Красных ворот, в дремучем бору, от которого остались любимые москвичами Сокольники. Дворец, поражающий красотою древне-русского стиля, строили лучшие новгородские мастера, создавшее знаменитый храм св. Василия Блаженного. Из него, из опочивальни, Грозный приказал провести подземный ход до Кремля и связать его с сетью других, многочисленных подземных ходов, по которым Грозный путешествовал в минуты мрачной подозрительности в искренности окружавших его бояр. Переодевшись в посконное платье смерда и вооружившись фонарем, царь тайно исчезал из Сокольничьего дворца через подземный ход, известный только одному ему, поднимался у какой-нибудь заставы и шел в Москву. Под видом смиренного странника, пришедшего издалека, чтобы поклониться святыням московским, он смешивался с толпой где-нибудь на базаре и жадно слушал, что говорят в народе о нем и боярах. Но Грозный любил и повеселиться, особенно во время пребывания в Сокольничьем дворце, где, перед выездом на охоту и после нее, устраивал пышные пиры. Царь пировал с боярами, а впоследствии с опричниками, слушал песни гусляров, которых, чтобы разогнать мрачное настроение, привозили для него издалека, иногда с Олонца или из Задонских степей, славившихся хорошими "певунами". Звенели гусли, звучала мелодия народной песни, рекой лились романея и фряжские вина. Мрачное, усталое выражение постепенно исчезало с лица Грозного, сменяясь улыбкою, выражением довольства...

      После смерти Грозного Сокольничий дворец простоял необитаемым вплоть до воцарения Алексея Михайловича. Тишайший царь, любитель соколиной охоты, приказал открыть его, привести в порядок и реставрировать. После смерти Алексея Михайловича дворец снова забросили до Петра Великого, который, не будучи охотником, однако, любил посещать его, а иногда и пировал в нем с Лефортом, Ромодановским, Меншиковым и другими. Как-то раз, находясь в наилучшем расположении духа, не зная, как вознаградить своего любимца, Петр Великий сказал Меншикову: "Алексаша, бери Сокольничий дворец. Я тебе дарю его". Сенат подписал указ о пожаловании Меншикова "палатами". Но Меншиков не долго провладел Сокольничьим дворцом. В 1727 году могущественный временщик подвергся опале и был сослан в Колу, а его имущество, в том числе и Сокольничий дворец, было отобрано. В том же году Петр II пожаловал дворец князю Юсупову, родоначальнику теперешнего владельца князя Ф.Ф.Юсупова графа Сумарокова-Эльстон, о чем свидетельствует и надпись на фасаде дворца золотыми церковно-славянскими буквами: "В лето от рождения Бога Слова 1827-е Великий Государь, Царь и Император Петр II-й Алексеевич всея Poccии пожаловал сии каменныя палаты Стольнику Подполковнику Гвардии Преображенскаго полка Первоначальствующему Члену в Военной Коллегии Генерал-Лейтенанту Князю Григорию Дмитриевичу Юсупову".

      Дворец стоит внутри обширного двора, выходящего на три улицы. На дворе - идеальная чистота, которой вообще не может похвалиться "старушка-Москва", всюду английские газоны, цветники... Во дворец ведут два входа: Красное крыльцо и небольшие сенички; чтобы попасть в последние, надо пройти через так называемые "Охотничьи ворота" Грозного. С Красного крыльца, с каменными львами, вывезенными из Англии, Грозный, сопровождаемый рындами, сокольничими, боярами, опричниками, совершал торжественный выход перед выездом на охоту. Через Охотничьи ворота, по наезженной дороге, Грозный, сидя на любимом белом коне, следовал прямо в бор, окружавший дворец. Эти ворота, реставрированные, как и весь дворец, за исключением реставрации живописи, исполненной художником Морозовым, архитектором Султановым, построены в древне-русском стиле.

      Во дворце наилучше сохранили характер своей эпохи опочивальня и охотничий покой Грозного, с низкими сводами, маленькими теремными окошечками, защищенными фигурными решетками, и с сумрачными, узкими переходами. Все четыре свода охотничьего покоя расписаны фресками, принадлежащими кисти Морозова, изображающими различные моменты из охотничьей жизни Грозного. Но не одни фрески привлекают в этот покой случайных посетителей дворца... Древние иконы, ветхие подсвечники в переднем углу, с висящими у божниц рушниками, затканными серебром, лавки, обитые шелковой материей, затканной золотыми цветами, резные ставчики, старинные канделябры на столах, стены, расписанные "райскими цветами", - все напоминает "тень Грозного"... Опочивальня Грозного похожа на келью отшельника. По голубоватым сводам мерцают бледно-золотые звездочки... Массивный стол, стульчики, табуреты, еще маленькие столики, на которых Грозный, говорят, играл в шахматы с Малютой Скуратовым - все очень живо напоминает Грозного, портрет которого стоит тут же, на столе. Между прочим, в этой опочивальне разыгралась знаменитая сцена похищения атаманом Кольцо ключей от казематов Грозного, в которых томились его товарищи, описанная в романе гр. Толстого "Князь Серебряный", хотя романист относит место действия не к Сокольничьему дворцу, а к слободе Александровской.

      Палата Грозного, в которой устраивались пиры, где царь нередко посылал со своего стола опальному боярину кубок с отравленным вином, помещается во втором этаже дворца. Она очень обширна, в два света, с высоким куполообразным потолком, на котором изображены созвездия; на стенах изображены Птицы-Сирина, Дракона и неизбежные "райские цветы". В палату ведут три кованные вызолоченные двери редкой художественно-ажурной работы. Между дверями, в простенках, портреты Императоров Петра I Великого и Петра II (сына казненного царевича Алексея Петровича). В углу - камин из голландских изразцов работы начала XVII столетия, с наивными рисунками, изображающими события обыденной жизни, и такими же надписями. На этажерках - масса разных вещичек, фамильных и собранных князем Ф.Ф.Юсуповым.

      Столовая князя, именовавшаяся при Иоанне Грозном "малой трапезной", замечательна по собранию в ней редкой хрустальной и фарфоровой посуды. В ней такой же камин, как и в палате.
      В Гербовой комнате, отделанной чистыми шелковыми обоями цвета бордо, в изящных скульптурных медальонах, размещенных по карнизу потолка, изображены гербы рода князей Юсуповых. Здесь - старинная венецианская мебель, венецианские зеркала и хрустальная люстра, считаемая уником, оцениваемым в миллионы рублей.

      Из других комнат замечательны портретная и кабинет князя. В первой собраны портреты всех предков рода князей Юсуповых, из которых наиболее замечательны портреты Юсуфа-Мурзы, восьмого сына ногайского хана Мусы-Мурзы, прославившегося своей храбростью и благородством характера, красавицы Сумбеки, царицы Казанской, воспетой поэтами, князя Юсупова, герцога Курляндскаго и других.

      В роскошном кабинете князя, обставленном дивными произведениями древне-русского и современного искусства, мебелью, картинами, статуэтками и пр., замечателен портрет княгини Юсуповой.

      Сокольничий дворец и посейчас еще не утратил охотничьего характера. В вестибюле дворца, представляющим ни что иное, как сумрачные сенцы, стоят чучела колоссального роста медведицы с двумя медвежатами, убитых князем в брянских лесах, и медведя, убитого близ Петербурга, в имении "Пустынка". В "Китайской" комнате, где размещены собранные князем редкие произведения искусства Небесной империи, стоят чучела волков и медведей, убитых князем в лесах Смоленской и Орловской губерний.

      В стенах дворцовой церкви, на месте которой при Грозном помещался застенок, еще сохранились глубокие ниши - остатки разрушенных казематов, в которые Грозный замуровывал свои жертвы живьем.

      Подземный ход, обследованный местной археологической комиссиею, недавно засыпан владельцем, при его начале.

А.Дунин.









Статья и картинки из журнала о красивой жизни "Столица и усадьба" (1914 год).




Tags: москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments