Лобготт Пипзам (lobgott) wrote,
Лобготт Пипзам
lobgott

Categories:

Прошлые города близкого будущего







ГОРОДА
близкого будущего.

        Нью-Йорку, Лондону, Чикаго, Парижу уже мало своей территории. Растет население, умножаются пригороды, но остаются на старых местах вековые кварталы контор и фабрик. Рост городов будет продолжаться и дальше, но не в ширину, а... в вышину, в глубину.
        Современный город постепенно сосредотачивает в таком многоэтажьи только деловую жизнь. А столица будущего — и в этом сходятся все архитектурные проекты — должна резко делиться на две части: город «дел» и город «отдыха». В первом — стоэтажные дома из стекла и бетона, четыре, одна на другую нагроможденные улицы, плоские крыши, куда опускаются десятки аэропланов, подземные поезда-молнии. Во втором — покой, тишина, затерянные в парках домики, прямые и гладкие дороги и десятки тысяч автобусов, развозящих по домам людей из города труда.
        Деловые кварталы должны строиться так, чтобы интенсивная работа будущего не напоминала каторги нынешнего капиталистического труда. Гиганты-дома не располагаются рядом, доступ озонирующих и кислородных веществ обеспечивается всем стаэтажным и двадцати подвалам гигантского дома.
        Есть несколько предположений о сообщении между домами-заводами. Но одно несомненно: людское и экипажное движение должны быть обособлены; пути пешеходов — тротуары — должны уподобиться галереям московских рядов, люди пойдут вдоль домов, по балконам, над морем автомобилей, трамваев, грузовиков.
        Или же, по другому проекту, улицы остаются в том виде, как существуют теперь. Но по этим цветочным и чистым аллеям движутся только люди. Трамваи и автомобили двигаются под ними, по первой подземной улице, освещаемой миллионом электро-свечей или проходящей под стеклянной гигантской прочности.
        Под первой подземной улицей идет вторая — для часто останавливающегося метрополитена; третью подземную дорогу заполнит колея дальнего электрического сообщения, где, точно снаряды из орудия, проносятся бешенные поезда-молнии.
        Не приходится говорить о крышах небоскребов, где помимо радио-станций находятся также и воздушные вокзалы и выгружаются заокеанские аэропланы.
        В «деловом» городе никто не живет.
        А когда деловой день кончен, те же аэропланы, метрополитены, автобусы и поезда-молнии отвозят жителей громадного города в кварталы садов, в спокойные домики, где последние известия, концерты, лекции, доклады, речи политических деятелей передаются по доступному всем радиотелефону...
        Сможет ли осуществить все это капиталистический мир? Нет. Тенденции развития толкают его к этому, но стихия эгоизма и собственничества не позволят ему позаботиться об удобствах для «всех». Небоскребы? — Да, это необходимо для «дела». Отдых в загородных виллах? — да, это необходимо для «некоторых», но большинство может жить там, где оно живет теперь! До этого нет [дела] мистеру Моргану или Кулиджу! Только власть самих рабочих может осуществить все эти проекты мечтающей архитектуры и инженерии.


Источник: журнал "Эхо", 1925 год.


Tags: 1925 год
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments