Лобготт Пипзам (lobgott) wrote,
Лобготт Пипзам
lobgott

Categories:

Суррогаты питания






        Вопрос питания — основной для человека, как представителя органической природы. Потенциальная энергия пищевых веществ дает ему все виды энергии, необходимой для жизни. Без питания немыслима жизнь; при недостаточном питании не может быть духовного прогресса. Неудивительно поэтому, что человечество стремится прежде всего обеспечить себя продуктами питания.
        Хотя физиология и патология пищеварения и аналитическая химия пищевых веществ достаточно разработаны, тем не менее до сих пор человек в выборе продуктов питания руководствуется скорее инстинктом, эмпиризмом, чем научными данными.
        Количественно и качественно он питается довольно неправильно и даже во вред себе, чрезмерно щедро обращается с пищевыми продуктами, выкидывает зачастую то, что имеет не малую калорийную ценность.
        Нельзя, конечно, совсем отрицать влияния научных данных в вопросе о питании, в особенности в приложении к скоплениям людей: войска, приюты, больницы, столовые, тюрьмы и т. д.
        Несомненно, научные знания просачиваются и в самую толщу населения, но очень медленно и незаметно.
        При помощи научных данных легко разобраться в степени питательности имеющихся в распоряжении человека пищевых продуктов, их усвояемости и в лучшем комбинировании их.
        При отсутствии же обычных и широко употребляемых человеком в пищу веществ, наука мало чем может придти к нему на помощь, так как синтез пищевых средств почти не разработан. Можно было бы найти выход в дико растущей флоре, но она совсем почти не исследована в смысле калорийной ценности и пригодности в пищу, и поэтому при неурожаях и голодовках человек бывает обычно предоставлен сам себе и принужден руководствоваться грубым эмпиризмом, навыком и традициями своих дедов и прадедов или просто инстинктом, который не всегда ведет по правильному пути.
        Говоря о суррогатах, которые человек употребляет в пищу во время неурожаев и голодовок, приходится иметь в виду почти исключительно хлебные суррогаты, т. е. такие вещества, которые призваны в глазах голодающего заменить собою недостающий хлеб. По данным профессора Рубнера в среднем человек покрывает из всего необходимого ему количества калорий около 43% мукой и крупой и около 13% картофелем; следовательно, в зерновом хлебе и картофеле он имеет больше половины общего количества калорий, необходимых ему для поддержания жизненных функций.
        В приложении к русскому крестьянскому и рабочему классу цифры эти должны быть повышены до 65%, т. е. около 3/4 всех своих потребностей в пищевых веществах русский народ покрывает зерновыми продуктами*). Поэтому понятие о голоде всегда связывается с представлением о неурожае зерновых хлебов, и население пробует всякие средства для возмещения недостающих хлебных продуктов.
        Рассматривая таблицу суррогатов, употреблявшихся в Петровском уезде в 1921-1922 г.г., мы также можем видеть подтверждение вышеуказанного правила; население голодающих местностей все растения, собираемые ими, разнообразные отбросы старалось превратить в муку и ее производные: лепешки, галушки, хлеб и т. д.
        Требования, предъявляемые к суррогатам для допущения их в пищу, обычно сводятся к следующему: 1) суррогаты должны содержать питательные вещества, 2) не должны быть ядовитыми для человеческого организма, 3) должны быть доступными
действию пищеварительных соков человека, чтобы питательные элементы суррогатов могли усваиваться организмом и 4) обработка сырья, т. е. тех веществ, из которых приготовляются суррогаты, не должна быть настолько технически сложна и малоценна по конечным результатам, чтобы, вообще, имело смысл производство этих суррогатов.
        Хотя такие требования и выставляются в медицине, но, как уже упомянуто выше, вопрос о суррогатном питании наукой чрезвычайно мало разработан, и последняя только в отношении немногих дико растущих растений с определенностью ответила бы, удовлетворяют ли они выше упомянутым требованиям, как суррогаты. Тем более нельзя было ожидать от деревенского населения сознательного отношения к выбору тех побочных продуктов, которыми оно вынуждено было заменять хлеб не только потому, что наше крестьянство некультурно и далеко еще от претворения в жизнь научных выводов, но еще и потому, что голодающий организм, по пословице, "утопающий хватается за соломинку", не разбирается в полезности того или иного суррогата, лишь бы была видимость пищи и наполнен был желудок.
        Современное голодающее крестьянство в выборе суррогатов не далеко ушло
от своих предков, живших несколько сот лет тому назад. По словам летописца в 1121 голодном году в Новгородском крае ели березовую кору, листья липы, мох и конину. В Москве в 1601-2 г.г. ели солому, сено, кошек, собак, мышей, всякую падаль, такую мерзость, что, как говорит летописец, и писать непристойно; человеческое мясо продавалось на рынках в пирогах**).
        Говоря о суррогатах питания, употреблявшихся голодавшим населением Петровского уезда в 1921-1922 г.г., мы не будем останавливаться на таких безобидных суррогатах, которые в голодное время считаются роскошью, как-то: ячмень, овес, картофель, чечевица и т. д., прибавляемых в разных пропорциях к ржаной, муке для изготовления хлеба, лепешек, блинов и т. п. За очень редкими исключениями такие суррогаты испробовало поголовно все население Петровского уезда. Если подобная замена хлеба в обычное время не рекомендуется и в большинстве случаев не производится вследствие худшей усвояемости этих комбинаций по сравнению с чистым хлебом, то в голодное время такая замена была бы лучшим исходом. В абсолютно голодающих селениях, в виду общего неурожая зерновых хлебов, такие суррогаты отсутствовали. Население принуждено было прибегать к малопитательным, совсем непитательным или неудобоваримым. И даже вредным суррогативным веществам.
        Нижеприводимая таблица дает представление о характере питания голодающего населения Петровского уезда.









        Применяя требования гигиены к суррогатам, поименованным в вышеприведенной таблице, в отношении питательности их, безвредности, удобоваримости и усвояемости, мы должны придти к заключению, что в большинстве случаев эти суррогаты не удовлетворяют своему назначению и зачастую даже приносят вред потребляющему их организму.
        Из терпимых суррогатов нужно указать следующие: 1) жмыхи подсолнечные и льняные, содержащие много белка и значительные остатки масла, 2) семена лебеды (состав: азотист. веществ. — 14,3%, безазотист. — 72,9%, жир. — 5,6%, клетчатка — 3,4%, зола — 3,8%), 3) желудовая мука (жира — 4%, углеводов — 50%, белка — 4,7%), 4) корень лопуха (углеводов — 69%), 5) камыш (большое количество углеводов), 6) рогоза или куга (крахмал — 26,5%, азотист. веществ. — 5,5%, 7) кровь, 8) мясо живых кошек, собак, грачей, ворон.
        Остальные суррогаты, наиболее распространенные в уезде, в лучшем случае были безвредны, порой служа балластом для пищеварительных органов, или в худшем случае наносили явный вред голодающему организму (просяная мякина, древесная мука, падаль и т. д.).
        Человеческие пищеварительные органы на протяжении многовековой истории человечества, имея дело с определенным контингентом пищевых веществ, применительно к последним приспособляли свои функции (кишечник, рассчитанный на смешанную животно-растительную пищу, отсутствие у современного человека фермента, растворяющего клетчатку).
        Благодаря последнему обстоятельству питательные элементы многих суррогатов не могут быть усвоены человеческим организмом, так как они заключены, в клетчатку, которая не поддается действию пищеварительных соков.
        В силу наследственно закрепленных привычек человека к определенному роду пищевых веществ и характера пищеварительного аппарата, человеческий организм не допускает значительных колебаний в ту или иную сторону в пищевом вопросе. За пределами допустимых в этом отношении колебаний начинается область патологии с теми или иными болезненными явлениями, что так хорошо известно из повседневной жизни. Голодающий же организм, энергия тканей и органов которого понижена, поставлен в отношении усваивания суррогатов питания в особенно невыгодные условия.
        Суррогаты, в роде лепешек или хлеба из подсолнечной кожуры, древесины липы и просяной мякины с небольшой примесью муки или даже вовсе без нее, в крайне незначительной, степени или даже вовсе не могли быть использованы организмом, неприспособленным к такому питанию. Вместе с тем они раздражали желудочно-кишечный канал и являлись причиной упорных энтеритов.
        В других случаях, в результате питания лепешками из просяной мякины, березовых сережек, дубовой коры и т. п. развивались настолько упорные запоры, что подчас слабительные средства оказывались несостоятельными. Голодающая деревня нашла выход для борьбы с этими нежелательными явлениями и сплошь и рядом случайно находимая кружка Эсмарха переходила из хаты в хату, действуя лучше и вернее слабительного.
        Многие голодающие от применения суррогатного хлеба с содержанием мякины страдали постоянным вздутием желудка, жилением и примесью крови в стуле.
        Из всего вышеизложенного мы видим, что, хотя население Петровского уезда не испытало ужасов людоедства и трупоедение было распространено лишь в виде употребления животной падали, однако, даже суррогатов питания, более или менее терпимых, в уезде не хватало. Особенно это чувствовалось зимой, когда в голодающих местностях можно было нередко видеть людей, вырывающих из под снега картофельную ботву или собирающих по дорогам и вокруг гумен солому.
        Ожившая природа весною и надежды на ближайший урожай довели голодающее население хотя и с большими потерями до того момента, когда оно могло употреблять в пищу настоящий хлеб.
        Правда, этого нельзя сказать про все волости уезда, так как в некоторых из них одновременно со снятием урожая хлебов население усиленно запасало на зиму и суррогаты, в особенности лебеду***).


        *) Пищевые суррогаты с медицинской точки зрения — прив.доц. М.И.Лифшиц.

        **) Борис Фроммет. Голодовки и эпидемии („Обществ. врач" 1912 г. № 1).

        ***) Петровский Уездный Отдел Здравоохранения располагает коллекцией суррогатов питания, применявшихся в уезде в 1921-1922 г.г. Эта коллекция составляет часть музея голода, организованного при отделе Здравоохранения.
        Мысль об организации музея голода возникла в начале сентября 1921 года.
        Отдел Здравоохранения обратился к участковым врачам с просьбой присылать образцы суррогатов питания.
        К сожалению, из некоторых участков присылались мизерные порции суррогатов, недостаточные даже для экспонатов. Из других суррогаты высылались без соответствующих пояснений, что обесценивало всю посылку. Значительная часть образцов суррогатов питания собрана лично врачами Уздравотдела при выездах на места. Довольно полно представили свои районы в отношении суррогатного питания заведующий Даниловским медицинским врачебным участком и заведующий Яковлевским врачебно-питательным пунктом.
        Музей голода открыт в марте месяце 1922 года.
        Состоит он из следующих отделов; 1) картограммы и диаграммы и 2) коллекции суррогатов питания.
        Первый отдел содержит: а) картограмм — 20, б) диаграмм — 21, в) фотографических снимков — 21.
        Второй отдел включает в себя: а) 50 коробок с образцами суррогатов питания, причем 4 большие коробки содержат каждая от 15-ти до 20-ти образцов, б) два картона с укрепленными на них пробирками (20 и 38), содержащими суррогаты, в) 4 картона "мясо голодного" с укрепленными частями трупа кошки, кожи и костей разных животных, собранных по хатам в голодающих районах и г) 3 картона с укрепленными на них суррогатами растительного царства (20 образцов).
        Экспонаты с большою любовью к делу изготовлял служащий Уздравотдела техник Н. Н. Чечурин.
        Музей голода принесен в дар музею гигиены при доме санитарного просвещения Саратовского Губздравотдела.

Источник: "О голоде". Сборник статей по вопросам голодаемости населения и борьбы с голодом в Петровском уезде Саратовской губернии в 1921-1922 гг.. Под редакцией д-ра Е.С.Иваницкого-Василенко. Петровск. Уездный отдел здравоохранения, 1923 год.


Tags: 1921 год, 1922 год, саратовская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments